Гарбузов в а захаров а и исаев д н неврозы у детей и их лечение
Для цитирования: Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. и др. Лечение неврастении у подростков. РМЖ. 2015;3:122.
Астения относится кчислу распространенных патологических состояний. A. Farmer etal. (2004) регистрировали признаки астении у1,3% подростков [1]. Поданным K. Rimes etal. (2007), S. Nijhof etal. (2011), данная патология достоверно чаще встречается удевочек [2, 3]. Слово «астения» впереводе сгреческого означает бессилие, слабость. Под астенией понимают патологическую усталость после нормальной активности, сопровождающуюся недостатком энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности ивнимания, резкое снижение работоспособности. Ведущим проявлением астенических состояний является так называемая «раздражительная слабость», включающая, содной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, асдругой— повышенную раздражительность, готовность каффективным вспышкам (обусловленную прежде всего истощаемостью процессов активного торможения реакций нанезначимые раздражители).
В детской и подростковой практике очень часто встречаются астении преимущественно психогенного происхождения. Данное состояние принято называть неврастенией. Ряд авторов считает невозможным возникновение астении под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания [4]. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.
Выраженные проявления неврастении встречаются чаще на фоне соматической ослабленности. Их проявлению способствуют наличие длительно действующих или постоянных конфликтов в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка. Психологический генез неврастении заключается в противоречии между завышенной самооценкой и большими притязаниями, с одной стороны, и реальностью, с другой стороны. В этой связи следует отметить внутриличностный конфликт по типу «хочу, но не могу» или «хочу, но болен», лежащий в основе неврастении [5].
Целями данного исследования являлись уточнение клинической картины неврастении у подростков со школьной дезадаптацией и оценка эффективности применения препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в лечении данной патологии. Нооклерин обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14–17 лет, жители г. , обратившиеся к врачу с жалобами на утомляемость и низкую успеваемость в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев . Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении () c подшкалами. Интенсивность утомления оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) ( вариант).
Уровень тревожности оценивался с помощью теста самооценки в обработке .
Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ ( вариант).
Регистрация электроэнцефалографии (ЭЭГ) проводилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц) диапазонах.
Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).
Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин в дозе 2 г/сут (по 1 ч. л. 2 р./сут — утром и днем) в течение 1 мес. Другой терапии в этот период не проводилось. Эффективность терапии анализировалась при контрольном исследовании, проведенном через 1 мес. после завершения курса лечения. Доля респондеров определялась количеством больных, чьи исходные показатели общей астении () уменьшились более чем на треть.
Контрольную группу составили 64 практически здоровых подростка.
Результаты исследования
Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. Регистрировалась повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к ощущениям от внутренних органов, что находило отражение в многочисленных соматических жалобах. Собственно астенические явления (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость) сочетались с коморбидными нарушениями. Количественная оценка астенических нарушений отражена в диаграмме (рис. 1).
Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями и такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).
В зависимости от частоты возникновения приступов ГБ было выделено 2 группы: подростки с частой (эпизодической) формой ГБН (ЧГБН) и подростки с хронической формой ГБН (ХГБН).
ЧГБН регистрировалась в 30 случаях (46,9% от общего количества пациентов). Частота приступов ГБ составляла 3–10 р./мес. Данные приступы, как правило, возникали на фоне психотравмирующих обстоятельств, стрессов. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества пациентов). У подростков в данной группе ГБ отмечались от 4 до 7 р./нед., чаще в будние дни, после занятий в школе. Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.
По данным вегетологического обследования по анкетной методике , средний балл у подростков из исследуемой группы составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).
Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).
Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов из исследовавшейся группы отмечалось повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращали на себя внимание существенное возрастание количества ошибок и увеличение времени реакции во половине теста (табл. 2).
Результаты количественной ЭЭГ свидетельствовали о том, что биоэлектрическая активность головного мозга у подростков с неврастенией характеризовалась достоверным снижением спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе (табл. 3).
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов). Необходимо отметить, что отсутствие динамики регистрировалось у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При оценке состояния пациентов с помощью регистрировалось значительное улучшение показателей по шкалам общей астении, психической астении, пониженной активности (рис. 1). Достоверного улучшения по шкале снижения мотивации не регистрировалось. Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).
Переносимость терапии в основной группе можно в целом охарактеризовать как хорошую. В 3 случаях появились жалобы на трудности при засыпании. Через 3–4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно, без медикаментозной коррекции. Других побочных явлений отмечено не было.
Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.
Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрировалось достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях (табл. 3).
Обсуждение
Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации, а одной из наиболее частых форм соматизированных расстройств называется ГБ [6]. Результаты вегетологического обследования показали, что средний балл у пациентов с неврастенией свидетельствовал о наличии у них вегетативной дисфункции и был достоверно выше, чем в группе здоровых испытуемых. Данные психофизиологического исследования свидетельствуют о снижении уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.
При анализе функционального состояния нервной системы большое значение придается α-активности головного мозга, характеризующей состояние расслабленного бодрствования. Проведенные исследования показывают, что подростки с неврастенией характеризуются меньшими величинами мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению со здоровыми сверстниками, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга.
Использование Нооклерина в лечении астенических проявлений на фоне школьной дезадаптации характеризуется высокой эффективностью. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений.
Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями.
Необходимо отметить, что после окончания курса Нооклерина отмечается уменьшение таких коморбидных нарушений, как дистония и ГБН. Больший эффект достигнут при лечении ХГБН. Данное наблюдение можно объяснить проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что если ЧГБН больше сочетаются с тревожными расстройствами, то ХГБН часто встречаются у детей с астеническими нарушениями [7].
Ограничением данного исследования является отсутствие длительного катамнестического наблюдения.
Таким образом, применение препарата Нооклерин в лечении астенических нарушений у подростков характеризуется высокой эффективностью. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Невроз у детей: лечение, как справиться
Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.
В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.
Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.
Как вести себя родителям
Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.
1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.
2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.
3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.
4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.
Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Как научить ребенка справляться с негативом
Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.
Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.
Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:
Серия «Психология»
Содержимое доступно под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Напечатать эту статью
Метаданные для индексирования
Как процитировать материал
Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами
Аннотация
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами. Выявлены виды родительского отношения и типы семейного воспитания в семьях детей исследуемых групп. В семьях детей с неврозоподобными расстройствами отмечается недостаточное принятие ребенка, чрезмерный контроль за действиями ребенка, недооценивание ребенка как личности, патологизирующее семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семьях детей с неврозами тип воспитания соответствует потворствующей гиперпротекции, выявлены признаки неуверенности в выборе воспитательной стратегии, предпочтения в ребенке детских качеств, смыслообразующей роли ребенка в жизненной ситуации. Определены особенности структуры личности детей каждой группы в зависимости от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Для детей с неврозоподобными расстройствами характерны эмоциональная неустойчивость, незрелость, отсутствие ответственности за свои поступки, возбудимость, нетерпеливость, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность, легкомысленность. Для детей с неврозами – тревожность, вялость, апатичность, ригидность, сниженный фон настроения, молчаливость, подозрительность, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность. Показано, что дети обеих групп используют неэффективные типы фрустрационного реагирования. Проведен корреляционный анализ влияния семейного окружения на особенности структуры личности и типы фрустрационного реагирования детей каждой исследуемой группы.
Ключевые слова
neuroses in children, neurosis-like disorders, emotional disorders, types of family upbringing, types of parent-child relations
Полный текст:
Литература
Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2009. – 320 с.
Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: метод. рекомендации / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. – Изд. 2-е. – М.: Фолиум, 1993. – 56 с.
Варга, А.Я. Опросник родительских отношений / А.Я. Варга, В.В. Столин. – М.: Медицина, 1977. – 272 с.
Вейц, А.Э. Дифдиагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС / А.Э. Вейц // Медицинская психология в России. – 2011. – № 1. – http://medpsy.ru (дата обра-
Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1977. – 272 с.
Детская психиатрия: учеб. / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.
Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 122 с.
Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – С. 391–397.
Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей / В.В. Ковалев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
Кулакова, Т.Л. Школьная успеваемость детей, родившихся в патологических родах / Т.Л. Кулакова, Л.В. Якушева // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. – М.: Политиздат, 1974. – С. 169–170.
Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2006. –176 с..
Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
Мамайчук, И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / И.И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 12–18.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2006. – 120 с.
Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – С. 271–280.
Эйдемиллер, Э.Г., Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 652 с.
Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Lopez, D.F. Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain / D.F. Lopez, T.D. Little // Developmental Psychology. – 1996. – № 32. – Р. 299–312.
Rosenzweig, S. The picture-assotiation method and its application in study of reactions to frustration / S. Rosenzweig // J. of Personality. – 1945. – № 13. – Р. 3.
Источник https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Lechenie_nevrastenii_u_podrostkov/
Источник https://medalvian.ru/zhurnal/child-neurosis-treat/
Источник https://vestnik.susu.ru/psychology/article/view/988