Детский невроз
Как правило, невроз навязчивых состояний у детей дошкольного возраста проявляется в повторяющихся движениях, действиях, которые родители часто принимают за вредные привычки или капризы. Чем раньше мы поймем, с чем имеем дело, тем эффективнее будет помощь.
Причины и симптомы
Спровоцировать расстройство нервной системы ребенка может сильное эмоциональное потрясение, чрезмерная утомляемость и другие негативные внешние факторы. Принято считать, что основной причиной этого у малышей двух-трех лет, дошкольников четырех-пяти лет является семья и взаимоотношения в ней, поскольку в этот период они тесно общаются только с родителями. На детей шести-семи лет, учащихся первых классов, помимо семьи, влияние оказывает школа, отношения в коллективе, процесс обучения.
Врачи Москвы отмечают, что родителей все чаще интересует, как лечить детский невроз в 2 года. На прием приводят младших школьников (6-7 лет) и детей дошкольного (4-5 лет) возраста. Невроз стал стремительно «молодеть». Радует в этом случае тот факт, что такие детские психические расстройства являются обратимыми. Их устранение возможно, независимо от длительности и характера течения.
Признаками невротической реакция являются навязчивые движения и различные беспричинные страхи. Казалось бы, какой может быть невроз у ребенка 3 лет? Но родителей должно насторожить:
- тик;
- навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие);
- речевые нарушения;
- энурез;
- тревоги, страхи.
Малыши 2-4 лет становятся раздражительными, часто плачут, впадают в истерику, могут биться головой о различные предметы, разбрасывать игрушки. Дети постарше грызут ногти, боятся находиться в закрытом помещении или наоборот, закрываются от всех в своей комнате и не реагируют на взрослых.
Многие в Москве спрашивают, что делать если у ребенка 4 лет невроз? При любых симптомах изменения поведения необходимо обращаться за консультацией к психотерапевту или психологу, чтобы невротическое состояние не трансформировалось в серьезное психическое заболевание.
Видео с Ильей Гернетом:
Особенности лечения
Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.
В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:
- изучение и коррекцию психологического климата в семье;
- занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
- физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.
Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.
Услуга | Стоимость |
---|---|
Первичная консультация по телефону | бесплатно |
Подробная консультация по телефону/skype | от 1 000 рублей |
Консультация психиатра в клинике | от 1 500 рублей |
Выезд на дом | от 5 000 рублей |
Срочный выезд на дом | от 8 000 рублей |
Прием детей и подростков | от 5 000 рублей |
Прием взрослых | от 7 000 рублей |
Постоянное наблюдение у психиатра | от 10 000 рублей |
Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.
Синдром навязчивых движений у детей
Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).
При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.
Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).
Первичные стереотипы
Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).
Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:
- простые стереотипы;
- раскачивание головы;
- сложные стереотипы.
Простая стереотипия
Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:
- сосание большого пальца;
- кусание ногтей;
- облизывание губ;
- постукивание пальцами или ногами;
- накручивание волос на палец;
- покачивание туловища;
- шмыгание носом;
- стук головой;
- скрипение зубами.
У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.
Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.
Сложная (комплексная) стереотипия
Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.
Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).
При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.
Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:
- взмахи руками;
- тряска;
- кашель;
- сжимание кулаков;
- кружение запястьями;
- движения руками перед лицом;
- сгибание и разгибание локтей.
Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.
В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.
В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.
Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.
Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).
Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.
Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Дифференциальная диагностика
Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.
Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.
У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.
Прогноз
Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).
Терапия
При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.
В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.
Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Невроз у детей
Невроз навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), – это тревожное расстройство, характеризующееся бесконтрольным возникновением навязчивых мыслей, идей и действий. Хотя при данном расстройстве критичность к своему состоянию сохраняется, то есть человек осознает, что мысли действия чужды, неадекватны, избавиться от них он также не может, несмотря на все старания. Для этого необходима помощь специалиста.
У людей с высоким интеллектом ОКР встречается даже в 1,5 раза чаще. У мужчин ОКР обычно начинает развиваться в подростковом возрасте, у женщин чаще после 20 лет.
Существует три вида ОКР:
- однократный (интенсивность симптомов не меняется на протяжении месяцев и даже лет);
- ремиттирующий (симптомы то становятся сильнее, то ослабевают);
- прогрессирующий (тревожность нарастает, и, как следствие, усугубляются симптомы, увеличивается количество навязчивых мыслей, действий).
Симптомы невроза навязчивых состояний
Основным признаком ОКР являются не повторяющиеся мысли или движения как таковые, а неспособность их прекратить, отказаться от них. И в норме человек в нервирующей ситуации может прокручивать в голове одну и ту же мысль, ощущать навязчивый страх, ходить кругами по комнате или теребить что-то в руках. Часто на подобные действия человек даже не сразу обращает внимание. Однако в случае с ОКР проблема заключается в том, что, даже осознавая безосновательность страхов, нелогичность действий, человек не может их прекратить – в лучшем случае, прервать на короткое время, и с концом ситуации-триггера они не проходят.
В 80% случаев навязчивые мысли (обсессии) провоцируют навязчивые действия (компульсии) – отсюда и название расстройства. Однако иногда расстройство ограничивается только навязчивыми мыслями.
Причины детских неврозов
Факторов, способных вызвать развитие ОКР у ребенка, существует достаточно много, с учетом того, что детская психика, хотя и более гибка, в то же время более хрупка и менее устойчива к стрессам, нежели психика взрослого:
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье (чрезмерная строгость и контроль родителей, ссоры между родителями, непоследовательное воспитание, часто вызывающее тревожность, и др.);
- проблемы во взаимодействии со сверстниками (невозможность завести друзей, конфликты, буллинг);
- неуспеваемость в школе, конфликты с преподавателями;
- перегруженный график (слишком много внешкольных занятий, недостаток отдыха);
- экономически тяжелые условия проживания (например, большое количество людей в маленькой жилплощади);
- развод родителей;
- наследственные особенности психики и т. д.
Как правило, развитие ОКР становится результатом воздействия не одного, а комплекса факторов, усиливающих друг друга.
Виды детских неврозов
Основными видами ОКР у детей являются навязчивые мысли, навязчивые страхи, навязчивые влечения и навязчивые движения. Все они, в той или иной степени, связаны между собой.
Навязчивыми мыслями чаще всего становятся фантазии на некую особо важную тему или воспоминания о травмирующих событиях, реже в голове «крутятся» чьи-то слова, текст песни или стихотворения, которые ребенок начинает в итоге бесконтрольно повторять вслух.
Навязчивые страхи при ОКР почти всегда необоснованны или преувеличены. Среди наиболее распространенных можно назвать страх открытых пространств и большого количества людей, страх замкнутых пространств, страх всего незнакомого, страх микробов и др. Существуют и более «узкие», вроде страха наступать на стыки плит на дорожке, не в том порядке положить вещи на столе и т. д. Ребенку кажется, что если он сделает это, произойдет нечто плохое.
Многие навязчивые влечения носят ритуальный характер (например, помыть руки конкретное число раз, потрогать, проходя мимо, каждую часть решетки забора и т. д.). Чаще всего такие влечения перерастают в навязчивые действия. Могут встречаться и действительно опасные, связанные с несомненным риском для жизни и здоровья (взять острый предмет и уколоть, порезать себя или другого, шагнуть с высоты, оказавшись у края, выйти на автодорогу и т. д.).
Навязчивые движения могут быть самыми разными и обычно не преследуют никакой цели, кроме самоуспокоения. Дети кусают ногти, выдергивают волосы, все время перебирают что-то в руках, постукивают ногой или пальцами. Это только самые распространенные варианты.
Лечение невроза навязчивых состояний
Обычно лечение ОКР проводится амбулаторно с помощью комплексной терапии:
- психотерапия составляет основу лечения, позволяет выяснить и проработать глубинные причины расстройства, помочь ребенку справиться с тревожностью, найти конструктивные способы преодоления трудностей и самоуспокоения, обрести контроль над своими мыслями и действиями и т. д.;
- медикаменты используются для повышения эффективности психотерапии, в зависимости от симптомов и сопутствующих особенностей состояния применяются седативные препараты, нейролептики, ноотропы, витамины, психостимуляторы;
- физиотерапия позволяет снизить количество медикаментов, частично заменив их процедурами схожего действия (расслабляющий массаж, ЛФК, электрофарез с седативными средствами и др.)
Также лечащий врач может дать дополнительные рекомендации, касающиеся, например, стабилизации режима дня ребенка, перемен в окружающей обстановке, временного освобождения от школьных или дополнительных занятий, чтобы снизить уровень стресса и повысить эффективность лечения.
Источник https://www.psihiatr-moskva.ru/services/nevroz-u-detej/
Источник https://cdc-nv.ru/articles/nevrologiya/16991-sindrom-navyazchivykh-dvizhenij-u-detej.html
Источник https://gospitalnaya.ru/diseases/nevroz-u-detej